Очно или онлайн
Программа рассчитана на аудиторную практику, самостоятельную работу студентов, тренинговые марафоны и марафоны групповой психотерапии.
Обучение и подготовка к экзамену по Транзактному Анализу в области психотерапии и психологического консультирования для слушателей, имеющих сертификат ТА 101.
Эта программа создана в соответствии со стандартами обучения и требованиями ЕАТА (Европейская Ассоциация Транзактного Анализа) к обучению психотерапевтических консультантов.
Доктор Медицинских Наук, Сертифицированный трансактный аналитик pTSTA (p) и член Европейской Ассоциации Транзактного Анализа (ЕАТА)
Суббота и воскресенье
с 10:00 до 17:00
4 года или 528 часов аудиторной практики и 500 часов самостоятельной работы
Смешанный: очно и онлайн
Обсуждение обучения на 202 курсе «Транзактный Анализ» с тренером Агибаловой Татьяной Васильевной, дмн, профессор, PTSTA-P.
Настоящая программа рассчитана на 4 года или 528 часов аудиторной практики и 500 часов самостоятельной работы студентов. Из 528 часов аудиторной практики — 432 часа «преподавания по уикэндам», что означает 12 часовые тренинговые марафоны по субботам и воскресеньям (9 марафонов в год). Оставшиеся 96 часов приходятся на восемь 12-часовых марафонов групповой психотерапии.
Как следует из настоящей программы, она «перекрывает» часы профессионального образования в области ТА, необходимые для допуска и экзамена СТА (сертификат «сертифицированный транзактный аналитик»), и предполагает наличие основного высшего образования в области медицины, психологии, социальной работы, педагогики или организационного консультирования.
Сертификат прохождения долгосрочной программы обучения у тренера, сертифицированного в Европейской Ассоциации Транзактного Анализа, заверенный ее российским представительством СОТА.
Для удобства слушателей совмещены два варианта обучения: очно и онлайн. Курс включает большое количество практических отработок и обратную связь.
Основной целью обучающей программы является подготовка слушателей к профессиональной сертификации и аккредитации в психотерапевтических сообществах Транзактного Анализа.
Вы можете начать обучение на 202 курсе или предварительно пройти 101 курс.
Программа предоставляет возможности для последовательного и углубленного освоения знаний и навыков, необходимых для психотерапевтического консультирования
В настоящее время Транзактный Анализ (ТА), предложенный в свое время Эриком Берном в качестве теории личности и межличностной коммуникации, приобретает все большее распространение и популярность. Две ведущие ассоциации ТА — Международная ассоциация ТА и Европейская ассоциация ТА (ЕАТА) объединяют около 5 000 сертифицированных профессиональных психотерапевтов из более чем 40 стран мира. В большинстве этих стран ТА признается научной психотерапевтической школой, а специалисты востребованы в медицинских, консалтинговых и педагогических организациях.
Философский подход ТА и объясняющие человеческое поведение ТА — концепции преподаются на факультетах психологии в государственных и частных университетах мира. ТА включен в список 28 психотерапевтических метода, принятых к практике на территории Российской Федерации и является отдельной модальностью в Профессиональной Психотерапевтической Лиге, входящей в Европейскую Ассоциацию Психотерапии. По определению Международной ассоциации ТА он «представляет собой теорию личности и систематическую психотерапию с целью развития и изменения личности».
В «Таблице тренинговых занятий» приводятся основные темы тренинга и практические навыки (выделены жирным шрифтом), которые отрабатываются на тренингах.
В разделе «Планы занятий» раскрывается содержание семинаров на заданную тему и практические навыки, необходимые для освоения тем.
В конце каждого года обучения слушатели сдают отчеты, соответствующие пройденному этапу обучения.
Дата | Тема 12-часового тренинга |
1 месяц | Контракты. Философия ТА. Контрактный метод и понятие автономности. Контракты в консультировании. Заключение временных контрактов, сеттинг. Групповые контракты. Финансовый контракт. Первая сессия с клиентом Терапевтическое намерение (Гринсон, 2003). Практические навыки: методы контрактирования и структурирования рабочего пространства. Выстраивание сотруднических взаимоотношений и «ослабление напряжения». |
2 месяц | Структура личности. Структурная и функциональная модель личности в ТА. Структурная патология и реальные клинические проблемы на невротическом, личностном и психотическом уровнях функционирования. Внутриличностные конфликты и тупики. Практические навыки: построение эгограмм, диагностика эго-состояний и тупиков.Техника 3-х стульев. Знакомство с терапевтическими ТА-методамн деконтаминацни, конфронтации и поддержки. |
3 месяц | Трансакции и поглаживания. ТА и коммуникации. Трансакции (информация) и поглаживания (стимуляция признания), их отличия. «Строк-центрированный ТА» (Штайнер, 2003). Профиль поглаживаний. 3 вида голода: признания, стимулов и структуры. Потребности во взаимоотношениях (Эрскин), Знакомство с теорией привязанности Боулби. Дистанции общения. Практические навыки: Диагностика межличностных конфликтов и способов выхода из них. Умения давать и получать поглаживания. Определения профиля поглаживаний. |
4 месяц | Встречая клиента. Жизненные позиции. Создание атмосферы безопасности в комнате консультанта. Безусловное принятие клиента, эмпатия и конгруэнтность (Роджерс и его «клиент-центрированная психотерапия»). Внутреннее и внешнее благополучие консультанта как психотерапевтический инструмент. Необходимость дидактической терапии. Диагностическое интервью и терапевтический альянс. Неспецифические терапевтические факторы: терапевтический альянс (1), ослабление напряжения (2), познавательное обучение (3), модификация поведения за счет «одобрения – неодобрения» со стороны терапевта (4), тренинг социальных навыков (5), убеждение и внушение (6), усвоение и тренинг новых способов поведения. Практические навыки: умение создавать рабочую обстановку и атмосферу принятия. Отработка навыков активного слушания, задавания вопросов, отзеркаливания, эмпатии, управления паузами и тоном голоса. |
5 месяц | Игры. Виды структурирования времени. Патологические игры. Использование трансакций с «двойным дном». Диагностика игрового поведения и патологических выигрышей. Профессиональные, семейные и сексуальные игры. Понятие о системном анализе и семейной терапии. Игры и созависимость. Практические навыки: Узнавание игрового поведения и формирование антитезиса. |
6 месяц | Пассивность и обесценивание. Виды пассивного поведения (ничегонеделание, сверхадаптация, ажитация, насилие) Тест на пассивное поведение. Трансакции переопределения. Виды симбиотических взаимоотношений. Грандиозность и беспомощность. Выученная беспомощность. Школа катексиса в ТА: Джеки Шифф и ее дети. Понятие о регрессивном репарентинге. Практические навыки: проведение деконтаминации, катектирования Взрослого и конфронтации пассивности. Использование элементов репарентинга.Отработка навыков уважительного конфронтирования пассивности. |
7 месяц | Аутентичные и рэкетные чувства. Работа с чувствами в ТА. Эмоциональная психотерапия. Аутентичные и рэкетные чувства. Понятие о системе рэкета. Работа с фантазиями и усиливающими рэкетную систему воспоминаниями. Диагностика и психотерапия депрессии, стыда, вины, гнева, тревоги и страха. Практические навыки: работа с различными чувствами (катарсис, отреагирование подавленных эмоций, замена позитивными чувствами, прощение). |
8 месяц | Сценарии жизни и осознавание. Ранние решения. Сценарные опросники. Понятие о воспитании и родительском программировании. Сценарий и генетическая наследственность. Осознавание сценария. Классический ТА Эрика Берна. Практические навыки: Построение геносоциограмм. Осознавание сценария и работа в рамках когнитивной, ориентированной на инсайт психотерапии сценария жизни. |
9 месяц | Сценарии жизни и перерешение. Предписания, разрешения и ранние решения. Сценарная матрица. Драйверы и позволители. Эпискрипт, антискрипт и минискрипт. Новые решения, сделанные Ребенком. Нарративная концепция сценария. Практические навыки: Проведение эмоциональной психотерапии сценария на уровне 1 и 2 тупиков. Техника 2 стульев. |
10 месяц | Школы ТА. Классический ТА. Разрешение и защита. Интроецированный психотерапевт. Использование сценарных концепций и техник ТА в эмоционально-стрессовой и поведенческой психотерапии. Аварийные люки и защищающие контракты. Практические навыки: использование метода Кроссман «ЗР» и построение плана терапевтических интервенций в рамках теории «сценарной матрицы». Использование разрешения. |
11 месяц | Групповая ТА-психотерапия. Теория и техника. Групповая динамика. Виды групп в зависимости от школы ТА. Практические навыки: навыки ведения группы, заключение группового контракта, анализ групповой динамики. |
12 месяц | Школа Гулдингов. Техника редисижн-терапии. Возрастная регрессия и регрессивная психотерапия. Гештальт-психотерапия. Практические навыки: Техника 2 стульев, приглашение к регрессии, работа с тупиками. поддержка нового решения клиента. |
13 месяц | Навыки психологического консультирования. ТА в образовании и организационном консультировании. Коучинг. Отличие психотерапии от консультирования. Отличия контрактов. Практические навыки: фокусировки (суммирование услышанного, перефразирование, установление приоритета в цели и др.) |
14 месяц | Теории развития. Психоаналитические теории развития. Стадии развития Пам Левин. Задачи развития и техники, восполняющие дефицит соответствующих стадии отношений. Развивающий минитон (Оунс, Кларк). Практические навыки: Диагностика задержек и дефицитов развития. Организация эмпатического отзеркаливания дефицитов развития. |
15 месяц | Личностные адаптации истерического, пассивно-агрессивного и обсессивно-компульсивного круга. Личностные адаптации и двери психотерапии. Диагностика (описательная и тестовая) и консультирование клиентов с истерической, пассивно-агрессивной и обсессивно-компульсивной адаптациями. Практические навыки: феноменологическая и тестовая диагностика личностных адаптации, построение плана терапевтических интервенций в рамках теории «дверей терапии и личностных адаптации» Поля Ва и Ван Джойнса. |
16 месяц | Личностные адаптации шизоидного, параноидного и антисоциального круга. Личностные адаптации и двери психотерапии. Диагностика (описательная и тестовая) и консультирование клиентов с шизоидной, параноидной и антисоциальной адаптациями. Психопатология и понятие психоза. Практические навыки: феноменологическая и тестовая диагностика личностных адаптаций, построение плана терапевтических интервенций в рамках теории «дверей терапии и личностных адаптаций». |
17 месяц | Терапия потери. Психология острого горя и утраты (потери). Теории Линдеманна и Каблер-Росс. Виды нормального и патологического траура. Психотерапия патологических видов траура. Введение в суицидологию. Практические навыки: использование психотерапевтических интервенций на различных этапах «траурной спирали». Терапевтическое сочувствие и Взрослое дистанцирование. Понимание и начальные навыки работы в рамках превенции, интервенции и поственции самоубийств. |
18 месяц | Психотерапия вины и стыда. Происхождение и отличие вины и стыда. Карающее супер Эго и Критический Родитель. Совесть. Сопережевание. Диагностика вины и стыда и их поведенческих маркеров. Разрешение и уважительная конфронтация |
19 месяц | Психотерапия гнева. Прощение и динамика прощения. Различные виды гнева. Личностные типы. Психосоматика гнева. Гнев и агрессия, аутоагрессия. Преследование и месть. Подавленный гнев. Прощение и его стадии. Примирение. Работа с гневом: психологическое «удерживание», методики управления гневом, трансформация гнева, методики выражения подавленного гнева |
20 месяц | Профессиональная практика. Законодательство в области психиатрии и психотерапии. Лицензирование и сертификация. Профессиональная этика. Супервизия и ее задачи (виды и способы супервизии). Дидактическая психотерапия и группы равных. Финансовые отношения. Практические навыки: Работа в условиях этических дилемм. Применение этических принципов. Составление административного контракта. |
Программа состоит из 3 блоков:
На этом этапе подразумевается заключение спонсорского СТА-контракта.
ТРЕНИНГОВЫЙ БЛОК
2 года продвинутого обучения. Тренинги проводятся в течение 2 дней (суббота и воскресенье, либо даты будут согласовываться). 12 часов.
Дата | Тема 12-часового тренинга |
1 месяц | Создание терапевтических взаимоотношений. Задачи первой сессии. Эмпатия (Роджерс и Эрскин), присоединение, выслушивание и вовлеченность. Виды эмпатических переносов и потребности во взаимоотношениях. Мотивационное интервью (Миллер и Ролник). Концепция терапевтического альянса по Бордину и его оценка методом Люборски. Практические навыки: выстраивание терапевтического альянса. Проведение мотивационного интервью. |
2 месяц | Контрактирование. Контракт и его стороны. Современные представления о закрытии «аварийных люков». Теория Максим Лумис и процесс контрактирования. Задачи каждой стадии контрактирования применительно к клиническому разнообразию клиентов. Практические навыки: Навыки закрытия «аварийных люков», диагностика и заключение контрактов: социального контроля, «цикличности» и «перерешения» |
3 месяц | Планирование лечения. Концепции плана терапии Берна, Мойзо и Эрскина. Цели терапии в ТА. Изменение и цикл изменения. Понятие «излечения». Трансферентное излечение и излечение перерешением. Критерии излечения. Излечение невротиков, аддиктов, клиентов с личностными расстройствами и психотиков. Практические навыки: Умение составить терапевтический план и следовать ему. Умение оценивать изменения на каждом этапе процесса излечения |
4 месяц | Работа с эго-состоянием Р. Спот-репарентинг (Оунс), Родительское интервью (МакНил, Мэллор, Андреварта), Селф-репарентинг (Джеймс), Регрессивный репарентинг семьи Шифф. Практические навыки: Проведение различного рода интервенций в эго-состояние Р |
5 месяц | Работа с эго-состоянием В. Информирование и деконтаминация. Психотерапевтические операции по Берну. Основы когнитивной психотерапии Бека. Введение в теорию обучения. Практические навыки: проведение деконтаминаций, поддержание контрактных отношений |
6 месяц | Работа с эго-состоянием Ре. Регрессивные техники. Катектирование свободного Ре. Речайлдинг (Фиш,Кларксон). Редесижн. Практические навыки: Проведение различного рода интервенций в эго-состояние Ре |
7 месяц | Психоаналитический ТА. Личность психотерапевта как инструмент. Трансфер и контртрансфер (виды, использование в психотерапии). Выгорание и его профилактика. Практические навыки: Работа с трансфером и контртрансфером. Умение находить и получать поддержку в сообществе |
8 месяц | Пограничное личностное расстройство. Сепарация и индивидуация. Симбиозы, границы. Сплиттинг и депрессия заброшенности. |
9 месяц | Диссоциированные и шизоидные клиенты. Понятие психической травмы, виды диссоциаций. Диссоциированное личностное расстройство и множественная личность. Понятия о видах расщепления и кумулятивной травмы. Психотерапия щизоидной части личности. |
10 месяц | Параноидные и нарцистические клиенты. Проблемы, связанные с базовым доверием. Паранойя и преследование. Нарцистическое расширение. Грандиозность и унижение. Нарцистическая травма. Патологический и здоровый нарциссизм. |
11 месяц | Аутоагрессивное поведение. Суицидальное и несуицидальное АП. Ненависть к внутренним интроектам. Психотерапия болезней зависимости. Ургентные состояния в психотерапии. Психологическая аутопсия и поственция. Практические навыки: Диагностика пресуицидального состояния психики. Навыки кризисного вмещательства и работа с близкими самоубийц |
12 месяц | Психотерапия стресса. Психотерапия острого стресса. Психотерапия посттравматического стрессового расстройства. Психотерапия посттравматического ожесточения. Месть и прощение. Практические навыки: Проведение дебрифинга. Психотерапия мудростью. |
13 месяц | Пассивная агрессия и зависимость. Пассивность и зависимость. Химические и нехимические зависимости. Подходы к психотерапии зависимых от отношений (любовная зависимость), игр, компьютера. ТА-психотерапия зависимостей. Практические навыки: Конфронтация пассивного поведения, составление терапевтического плана. |
14 месяц | Депрессии. Виды и психология депрессий. Депрессивная личность и недостаток поглаживаний. Тесты, выявляющие депрессию. Психотерапия и фармакотерапия. Практические навыки: Диагностика видов и тяжести депрессии. Психотерапия депрессивных клиентов, превенция суицидального поведения. |
15 месяц | Семейная психотерапия. Психотерапия семейных пар и семьи. Семейные игры. Особенности контрактов с семьей. Семейные тайны и секреты. Семейные расстановки. Системная семейная психотерапия Вацлавика. Психодрама. Практические навыки: Диагностика семейных проблем, контрактирование и выбор адекватной техники терапии. |
16 месяц | Гипертимность и циклотимия. Личностная адаптация циклотимного круга. Психотерапия гипертимии, работа с возбужденными клиентами. |
17 месяц | ТА и различия. Различия, связанные с гендерными, транскультуральными, религиозными, этническими, миграционными процессами. Концепция культурального скрипта Мюриэл Джеймс. Работы Грэхема Барнса (гомосексуальность), Глории Норьеги. Практические навыки: Учет в работе многочисленных различий. |
18 месяц | Антисоциальный клиент. Заброшенность и антисоциальность. Антисоциальная часть личности, антисоциальная личность, психопатия. Гипноз и проективная идентификация. Внутренний Демон. Психотерапия. Практические навыки: Контрактирование с антисоциальной частью. |
19 месяц | Психотерапевтические ошибки. Ошибки психотерапевта и их признание, побочные эффекты и осложнения психотерапии. Страх психотического срыва. Страх наказания и YAVIS– синдром. Риск. Практические навыки: Умение признавать ошибки и совместно с клиентом анализировать их источники. Понимание необходимости риска. |
20 месяц | Завершение. Умение завершать. Завершение психотерапии и последняя сессия. Критерии и задачи завершения. Если контракт не выполнен. Передача клиента другому терапевту. Феномен конечности: болезнь, отъезд, беременность, выход на пенсию терапевта, суицид и смерть терапевта. Дружеские и сексуальные отношения после завершения терапии. Практические навыки: Планирование завершения. Создание структуры процесса завершения, проведение процесса завершения и мониторинг этого процесса |
Супервизии в группе проводятся 1 раз в месяц в течение 2 дней (12 часов). Индивидуальные супервизии по взаимной договоренности. Необходимо для СТА-экзамена набрать не менее 40 индивидуальных часов супервизии со спонсором. Необходимо предоставить экзаменационной комиссии 150 часов ТА — супервизии (в том числе супервизии в группе, сюда включаются и часы супервизии со спонсором) от не менее чем трех ТА-супервизоров.
Личностную терапию проводит сертифицированный ТА аналитик (не спонсор). Достаточность часов терапии определяется коллегиально спонсором и терапевтом. Выбор терапевта – ответственность тренируемого. Допуск к экзамену тренируемого – ответственность спонсора. Наиболее удачным видом личностной терапии признаются 2-3 дневные групповые терапевтические марафоны (1 раз в месяц), а также работа с личным психотерапевтом ТА модальности.
Этот курс — «официальный TA 202» — признан Международной ассоциацией транзактного анализа (ITAA) и Европейской ассоциацией транзактного анализа (EATA) в качестве стандартного введения при обучении и знакомству с Транзактным Анализом.
При завершение курса вы получаете сертификат «TA 202» о прохождении долгосрочной программы обучения в методе психотерапии «Транзактный Анализ»
Татьяна Васильевна более 25 лет совмещает практическую работу с преподавательской и научной деятельностью в области психотерапии, психиатрии и наркологии. Является автором более 250 научных работ, опубликованных в России и за рубежом.
Европейский стандарт для допуска к сдаче экзаменов на СТА (сертификат «сертифицированный трансакционный аналитик») предполагает минимум 2000 часов тренинга. Из них – 600 часов профессионального образования (300 в области ТА), 500 часов дополнительного профессионального образования, 150 часов супервизии (из них 75 часов – «ТА – супервизии», из которых 40 часов супервизии, должны быть получены от «спонсора» — человека, ответственного за подготовку курсанта к сертификационному экзамену), 750 часов работы с клиентом.
Как следует из настоящей программы, она «перекрывает» часы профессионального образования в области ТА, необходимые для экзамена СТА, и предполагает наличие основного высшего образования в области медицины, психологии, социальной работы, педагогики или организационного консультирования.